You are here: Home » Разное » Психологические проблемы студентов.

Психологические проблемы студентов.

Поставьте оценку от 1 до 5. Нам важен Ваш голос
[Total: 0 Average: 0]

Психологические проблемы студентов.


Вот и подошла к концу сдача ЕГЭ, вы смогли выбрать ВУЗ вашей мечты. И вот вы – первокурсник. Но бывает такое состояние, когда студент-первокурсник начинает испытывать дискомфорт или впадает в депрессионное состояние. Нередко студент закрывается в себе. Ни у каждого учащегося процесс адаптации проходит достаточно легко. У кого-то это может вызывать ряд проблем. Если адаптация у учащего проходит легко, то и дальнейшая студенческая жизнь пройдет без особых проблем, а также адаптация студента может повлиять и на профессиональную сферу учащегося. Поступая в ВУЗ, студент имеет свои принципы и особенности характера, на которые может повлиять учебный процесс. Первокурсник попадает в новую обстановку, в новый коллектив, появляется много новых требований. К возникновению психологических проблем, которые в последствии могут привести и к проблемам в учебе, может привести:
· Учащийся находится вдали от дома и родительской опеки.
· Учащийся не умеет, не понимает, как нужно использовать свободу в денежных средствах.
· Возникают проблему коммуникативного характера.
Также студент может столкнуться с различием между методами обучения в школе и университете. Бывают случаи, когда учащемуся просто не хватает каких-то конкретных знаний и навыков, чтобы усвоить какую-то программу. И сколько бы не сидели и не учил, студенту может это даваться не совсем легко. Таким студентам необходимо немного больше времени, чтобы адаптироваться к новым методам обучения в ВУЗе. Многие говорят о том, что именно вышеизложенная ситуация может говорить о не совсем хорошей успеваемости студента на начальном этапе. Поскольку он еще полностью не смог адаптироваться к новым для него условиям.


Разновидности адаптации студента.


Существует несколько делений адаптации студента на различные типы. Некоторые выделяют:
1. Социальная адаптация.
2. Биологическая адаптация.
3. Физиологическая адаптация.
Также можно предложить классификацию студентов по степени адаптации в зависимости от следующих факторов:
· Степень сформированности личности студента.
· Развитость студента.
· Устойчивость мотивационно-волевых качеств студента.
· Социально-коммуникативной связи всех студентов в ходе учебного процесса.
1. Неадаптированные студенты. Такие студенты имеют несформированные связи, а также характеризуются неустойчивостью формирования связи.
2. Среднеадаптированные студенты. Такие студенты характеризуются сформированностью всех типов связи, но при этом отсутствует их устойчивость, либо имеется в наличии хотя бы одна устойчивая связь, при этом другие связи могут быть и не сформированы.
3. Адаптированные студенты. Такие студенты обладают всеми сформированными связями, а также хотя бы одна отличается устойчивым функционированием.


Факторы, которые влияют на адаптацию студентов для обучения в ВУЗе.


Принято выделять 3 блока факторов, которые оказывают влияние на адаптацию студента в университете:
1. Социологические факторы: возраст студента, его социальное происхождение, тип учебного заведения, откуда он поступил в ВУЗ.
2. Психологические факторы: индивидуальный и социальный психологический фактор: интеллектуальные возможности, личностный адаптационный потенциал каждой личности, состояние в группе.
3. Педагогические факторы: степень педагогического мастерства, материально-техническая база и т.д.
Существуют частные проблемы и проблемы общего характера, которые характерны для всех первокурсников, только что окончивших школу.
В процессе адаптации студенты могут столкнуться со следующими трудностями:
1. Переживания, которые носят отрицательный характер, связанные с уходом из стен школы.
2. Студент не умеет осуществлять психологический самоконтроль.
3. Условия, связанные с налаживанием быта. Это касается тех студентов, которые начинают самостоятельную жизнь в общежитии.
4. Студент не умеет самостоятельно работать, вести конспектирование лекционного материала, работать с учебной литературой.
Если посмотреть на результаты различных опросов, то около 40% первокурсников утверждают, что в адаптации к новой обстановке, к новой жизни им помогли их личные черты характера, а именно: умение общаться с другими людьми, хорошее чувство юмора, доброжелательность по отношению к своим коллегам по курсу. 1/3 опрошенных студентов говорят о том, что справиться с адаптацией помогли их новые товарищи. Есть студенты, которым в адаптации помогли преподаватели факультета.


Вопросы решения адаптационной проблемы.

Основным принципом работы по мягкой адаптации первокурсников является индивидуальный подход в работе с каждым студентом в отдельности. Также будет нелишним провести следующий ряд действий (со стороны учебного заведения), которые помогли бы студенту мягче перенести этот тяжелый период:
1. Изучить личностные особенности первокурсника.
2. Выявить трудности в адаптации.
3. Провести анализ тех данных, которые удалось получить.
4. Подготовить на основе анализа данных рекомендации для преподавательского состава, для лучшего проведения адаптационного периода.
5. Проводить консультирование как отдельного студента, так и группы, а также преподавателей по вопросам адаптации.
Адаптация представляет из себя процесс, где личность студента должна себя проявить в полной мере. Несмотря на то, что любому первокурснику бывает сложно перестроиться на новые условия жизни и учебного процесса, каждый студент обязан в полной мере реализовать себя.

(Visited 14 times, 1 visits today)